Свой на Aqa.ru, Советник
|
ПО. Видимость пигмента под назначенным спектром. |
Моё программистское нутро иногда хочет работы. В результате рождается ПО без запроса общества или бизнеса. Просто для развлечения одного-двух человек. Перед описанием очередной игрушки введу в контекст. |
|
#3170979 |
Модератор , Советник
|
|
#3171002 |
|
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
Constantin_K Под неё. Пилотную версию уже видел. Правда не разобрался, как юзать. Изменено 14.9.24 автор Дамир184 |
|
#3171004 |
Завсегдатай
|
|
ТоропыжкаЕщё Леонардо, кажется, сказал что для освещения картин свет должен быть "полным, большим и не слишком сильным". Цитата может быть не точной по форме, но смысл она передаёт. Вы в основу своего исследования положили мнение, вместо фактов. Нет ни одного пигмента, который отражает световой поток только одного, узкого цветового диапазона. Второе заблуждение - возведение во главу угла цветовых контрастов. Хроматическое многообразие и богатство мира определяют не контрасты, а гармония. Художники не просто ради развлечения изучают цветоведение, по проблеме цвета написано большое количество книг. Я уверен, что Вы не прислушаетесь к тому что я говорю, но может быть другие, кто читает Ваши "теоретические" изыскания задумается о их целесообразности (лучше сказать наукообразноси, но я решил несколько смягчить контраст). Могу добавить выводы из своего опыта, применительно к освещению живописи - свет должен быть полноспектральным, не контрастным и по цветовой температуре близок к свету солнца в зените плюс рефлекс неба. Это не догма, Борисов-Мусатов, например, в своей мастерской взломал северную стену для "северного света", другие любят работать в дни когда небо затянуто облаками, но заметьте, что во всех случаях спектр непрерывен. Хотите сделать идеальный светильник - сделайте его идентичным естественному свету, зрение человека сформировалось именно в таких условиях и именно в них оно наиболее эффективно. Изменено 15.9.24 автор Гранатович Изменено 15.9.24 автор Гранатович Изменено 15.9.24 автор Гранатович |
|
#3171079 |
Модератор , Советник
|
|
Гранатович Так тут не задача сделать светильник с идеальной цветопередачей, а скорее задача понять критерии, по которым многие аквариумисты предпочитают спектр, далекий от такого идеального. И может быть, как то максимизировать результат согласно такому критерию. Я тоже предпочитаю источники, близкие солнцу, но задача все равно любопытная. |
|
#3171091 Нравится Торопыжка
|
Завсегдатай
|
|
Constantin_KА какой, по Вашему, идеальный? Судя по эстетическому вкусу современного обывателя, цвет должен быть максимально кислотный и контрастный, одним словом - вырвиглаз. Как в старом "Ералаше" - Неужели Собинов пел громче меня??? ))) Причины надо искать в психологии и культуре цвета, причём не только в плоскости восприятия. Изменено 15.9.24 автор Гранатович |
|
#3171093 |
|
Модератор , Советник
|
|
Гранатович Повторюсь, я люблю, как и вы источники с хорошей цветопередачей. Но очень многие для аквариума предпочитают совсем другие варианты. И тут поставлена задача - как-то в этом математически разобраться. Почему бы и нет? |
|
#3171095 |
Завсегдатай
|
|
Constantin_KВы не прочитали до конца, я говорил в чём причина. Зрение человека очень легко адаптируется к широкому диапазону отклонений от естественного спектра, поэтому в условиях противоестественного освещения практически (не теоретически, на основании математических моделей) невозможно воспроизвести на палитре требуемый цвет, при нормальных условиях он будет восприниматься другим, иногда до неузнаваемости. Возможно людям нравятся контрастная кислота потому, что больше видят картинки на мониторе в модели RGB, чем реальный мир? Большинство мыслят не реально существующим миром, а симулякрами. Вы ставите заведомо нерешаемую задачу, т.к. в посылках есть ошибочное мнение. Прежде чем ставить задачу и решать её, надо быть уверенным, что все исходные данные верны, а на являются предвзятым мнением, как в данном случае у Вас. |
|
#3171096 |
Свой на Aqa.ru
|
|
Гранатович Идеальный светильник это светильник с УПРАВЛЯЕМЫМ спектром. Чтоб каждый смог настроить себе так как нравится в данный момент. Попробую донести на аналогии. Вот например пришли вы в столовую где суп приготовили по ГОСТ и соли насыпали ровно столько как посчитали в институте питания. Ровно столько, сколько нужно человеку для здорового питания. Но вы например в этот день с похмелья, или просто хочется солёненького. Вы тянетесь за солонкой чтоб подсолить а я её у вас отнимаю и говорю, нельзя! Суп и так хорош, количество соли в нем целый институт рассчитывал. И вы вынуждены есть суп таким как вам дали. Так же и со светильником с фиксированным спектром. |
|
#3171098 Нравится Торопыжка
|
|
Модератор , Советник
|
|
Гранатович Задачу ставлю не я. Я просто наблюдатель, и мне интересно. |
|
#3171099 |
Завсегдатай
|
|
Constantin_KПрочтите эту книгу, она не охватывает всю проблематику света, цвета и пигментов, но принцип положеный в её основу имеет большое практическое значение. Я уже упоминл её на форуме, но судя по отсутствию любых откликов, она осталась проигнорированной всеми участниками полемики. |
|
#3171100 |
Модератор , Советник
|
|
KoRvin А не надо быть с похмелья. |
|
#3171101 |
|
Завсегдатай
|
|
Constantin_KЕсли Вы строите математическую модель, следовательно это и есть поставленная задача. |
|
#3171102 |
Модератор , Советник
|
|
Гранатович Блин, не строю я тут никаких моделей. Это делает Торопыжка. Мне просто интересно, что у него получится. |
|
#3171103 |
Свой на Aqa.ru
|
|
Constantin_K Хорошо. Приходит беременная девушка, и просит соли побольше. А ей говорят извините, нельзя! И жареного нельзя! Вам не продадим котлеты. Вот вам только брокколи и куриные грудки на пару, проходите, следующий! Изменено 15.9.24 автор KoRvin |
|
#3171104 |
|
Модератор , Советник
|
|
#3171105 |
Завсегдатай
|
|
KoRvinАналогия не является доказательством, это понимал уже Платон. В данном случае она больше свидетельтвует о степени Вашего углубления в проблематику цвета, а также непонимание того, что я говорил. |
|
#3171106 |
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
ГранатовичВы тут решили побеседовать о чём-то своём, не имеющем никакого отношения к моему тексту. Поэтому ответить я могу только так: Если продолжите мусорить, то станете здесь лишь читателем. |
|
#3171107 |
|
Свой на Aqa.ru
|
|
Constantin_K Конечно правильно. Только почему то люди не ходят в столовые где нет жареного, копчёного, острого. Где тебе продают только то что тебе будет полезно а права выбора у тебя нет от слова совсем. Странно почему так.... |
|
#3171108 |
Завсегдатай
|
|
ТоропыжкаО как! Ну удачи в изысканиях ))) Все, кому не ответил, извините, Торопыжка не велит ))) Изменено 15.9.24 автор Гранатович |
|
#3171109 |
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
Сделайте паузу, пожалуйста. Плохо, если главная часть - инструкция - появляется после длинного чата. |
|
#3171110 Нравится Constantin_K
|
|
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
Главное окно программы:
Под заголовком - верхняя картинка - палитра пигментов, которая сначала содержит предустановленные 14 штук из той коллекции (TCS), что используется для оценки CRI света. Можно вручную добавлять (как - разговор дальше). Показ пигмента возможен в двух вариантах: близком к номинальному и с яркостью, максимально возможной. В палитре первый вариант, а второй используется на левой картинке, где пигменты представлены во всех возможных парных сочетаниях. Текущий пигмент выделяется в палитре галочкой и плюс номер его пишется в текстовом окошке. Задавать номер в окошке нельзя, а делается это щелчком на палитре. На правой картинке нарисован текущий спектр. Разумеется, он задаётся не непрерывной функцией, а дискретной. Шкала длин волн содержит 65 точек от 380 до 700 нм с шагом 5. Спектральная функция нормализуется по принципу: среднее значение равно 1 (сумма равна 65). Спектр можно задавать. Я решил, что коллекция спектров в интерфейсе будет слишком обременительной. Формировать коллекцию спектров при желании легко, но программа о ней не знает. Если хочется быстро сравнивать разные спектры, то для каждого можно запустить свой экземпляр программы. Кнопка "Сохранить спектр как таблицу" вызовет диалог назначения имени файла (расширение имени - pst). По сути, формат файла простейший текстовый. Если хочется порезвиться с ним с помощью MS Excel, то расширение надо сменить на txt. После загрузки увидите два столбика: в первом дискретная шкала длин волн, во втором соответствующие значения мощности спектра. Естественно, предусмотрена и загрузка спектра из файла типа pst: кнопка "Загрузить спектр из файла с таблицей". Предустановленный спектр - моё любимое излучение ЧТ при 6500К. Нетрудно догадаться о назначении по заголовкам кнопок "Сохранить пигмент как таблицу", "Загрузить пигмент из файла с таблицей", "Загрузить новый пигмент из файла с таблицей". Расширение имени всё то же pst и формат тот же. Второй столбик - доля пропускаемой мощности (от 0 до 1). Программа даёт возможность редактирования спектра и пигмента без помощи MS Excel. Описание редактора - в следующем послании. Предусмотрено маленькое окошко без границы и заголовка для сравнения контраста от двух до трёх пигментов. Показываются три последних пигмента из пополняемого списка, наращиваемого с конца. Добавление текущего пигмента в список делается нажатием кнопки "Сравнить". Показываются оба варианта яркости. Окошко сравнения перетаскиваемо, благодаря чему его можно подтащить с тому четвёртому-пятому цвету, с которым хочется сравнить. Большая левая картинка главного окна освежается при замене спектра. Окошко сравнения в этом смысле на шаг запаздывает (чем можно пользоваться для сравнения разных спектров). Если в списке сравнения больше трёх пигментов, то в левом окне рисуется не вся палитра, а только список сравнения: Ну что ещё сказать перед разговором о продвинутом редакторе? Технические моменты: использовались таблицы CIE_xyz_1964_10deg, а цвета для монитора формировались по стандарту AdobeRGB. У меня нет полной уверенности, что я всё адекватно понял. Странно, что коротковолновой фиолетовый конец спектра рисуется синим, а не пурпурным, хотя монитору передаётся тройка RGB с не нулевым R. Геометрически получается цветовая диаграмма, похожая на то, что находится в сети: |
|
#3171118 Нравится Constantin_K
|
Завсегдатай
|
|
ТоропыжкаВопрос можно задать? |
|
#3171121 |
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
ГранатовичПосле второй части. |
|
#3171122 |
|
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
Редактор фоновой кривой + дискретной поправки
Щёлкнули в главном окне на кнопке "Показать окно редактора функций". Появилось что-то вроде этого: Слева направо на картинке - длина волны, снизу вверх - мощность излучения или доля пропускаемого света. Горизонтальные чёрные линии соответствуют 0 и 1. Продвинутый формат хранит две функции - непрерывную базовую и дискретную поправку. Первая часть предусмотрена потому, что вручную задавать 65 чисел утомительно, а тут мы можем просто таскать мышкой 9 маркёров (белые прямоугольники) и таким образом быстро менять 9 узлов сплайн-функции. Она рисуется прерывистой линией. Базовая функция непрерывная, но практически используются значения в 65 точках дискретной шкалы волн. Каждый из 9 узлов - две координаты. Кроме изменения перетаскиванием маркёров, в левом верхнем углу есть элементы более точного задания. Номер текущего узла можно менять щелчком по нему, можно кнопочками "+" и "-". Дискретная поправка - это информация по всем 65 точкам шкалы длины волны, для чего отведён правый верхний угол окна. В каждой точке задаётся следующее: 1. Актуальна ли эта точка (включена), как дискретная поправка. 2. Значение, которое заменяет значение базовой функции в случае актуальности. Назовём его "дискретным". Выбор текущей точки шкалы волн делается щелчком под соответствующим столбиком на картинке (выделяется маленькой чёрной рамкой) или кнопочками "+" и "-". У включённых точек под столбиком рисуется квадратик соответствующего цвета. Для иллюстрации я выбрал грубую попытку имитации "бирюзового провала". Пройдёмся по кнопочкам. Понятно, зачем "Сохранить функцию" и "Загрузить функцию". Расширение имени файла для продвинутого формата - fnc. Кнопка "Сохранить таблицу" - для формата pst: если точка шкалы включена, как дискретная, то берётся дискретное значение, иначе от базовой функции. В том же виде информация отправляется главному окну при нажатии кнопок "Добавить как новый пигмент", "Заменить текущий пигмент", "Заменить спектр". Но предварительно проводится нормализация: отрицательные значения обрезаются нулём, для пигментов сверху обрезается единицей, для спектра пропорционально меняются значения, чтобы среднее было единичным. А с чего может начать работу редактор? Вернёмся к главному окну. Кнопка "Редактор функций для пигмента": подбираются узлы базовой функции, которые более-менее отражают текущий пигмент. Если в данном сеансе уже с этим пигментом была работа редактором, то последние дискретные значения используются, если их не слишком много, иначе всё делается дискретным. Аналогично работает кнопка "Редактор функций для спектра". Берётся текущий. Ну а упомянутая первой кнопка "Показать редактор функций" просто переводит нас на работу с ним без загрузки чего-либо с оговоркой: в самый первый раз грузится текущий спектр. |
|
#3171127 |