Завсегдатай
|
2. Принципы гармоничного расположения камней в аквариуме |
Предыдущая моя статья «1. Принципы оформления красивого аквариума» была встречена большинством участников форума особой теплотой. Поэтому мне захотелось опубликовать продолжение. Во второй части рассмотрим законы композиции и принципы расположения камней в травнике на примере стиля Ивагуми. Советы, как избежать водорослей в таком типе аквариума. |
|
#3173592 |
Завсегдатай
|
|
Основой этой публикации послужила статья Арта Пеннома (Art Pennom). В ней он разбирает, как применяются законы композиции, законы создания аквариума Ивагуми в работе знаменитого акваскейпера Георга Фармера (George Farmer). Обязательно посмотрите видео, в котором демонстрируется именно тот аквариум Ивагуми, что обсуждается в статье. |
|
#3173597 |
|
Завсегдатай
|
|
Никогда не считал красивыми аквариумы в этом стиле. Полная херня и смотреть не на что. |
|
#3173598 |
Постоянный посетитель
|
|
DenKl Не, ну это ж дело вкуса. Мне вот нравятся, а художественных способностей нет😞 |
|
#3173600 |
Завсегдатай
|
|
Andrey-70 Я о том, что в других скейпах там проработка деталей и прочее, из массива коряг собирают нечто единое веточка к веточке, а тут пустыня. |
|
#3173609 |
Завсегдатай
|
|
Переводчик: Sergey_PAT
Автор: Art Pennom, 20 января, 2014 Источник: http://scapefu.com/a... АНАЛИЗ «ИВАГУМИ ИЗ ОДНОЙ БАНОЧКИ» ОТ ДЖОРДЖА ФАРМЕРА Джордж Фармер (George Farmer) хорошо известен в мире акваскейпинга. Он – один из основателей Общества водных растений Великобритании (UK Aquatic Plants Society) и невероятно талантливый акваскейпер. В прошлом я уже писал о Джордже и называл его одним из самых влиятельных людей в акваскейпинге. Я до сих пор так считаю. Поэтому, когда я наткнулся на пост Джорджа о том, как он взял всего одну баночку серии «1-2-Grow!» (отсюда и название его работы) с почвопокровкой Micranthemum sp. «Monte Carlo» от Tropica и решил использовать ее для создания целого акваскейпа, я был весьма заинтригован! Ивагуми из одного стаканчика от Джорджа Фармера Примечание переводчика: 1-2-Grow! – торговое название меристемы бренда от Tropica. Речь идет о меристемных растениях, продаваемых в маленьких баночках (у Tropica есть растения могут продаваться в сушке в больших горшках). Дословно 1-2-Grow! можно перевести как «Раз, два, расти!» Идея была простой. Взять один горшок с Микрантемумом Монте Карло, посадить его в обычный акваскейп в стиле Ивагуми и посмотреть, разрастется ли он настолько, чтобы получился настоящий травник. Это напомнило мне эксперимент, проведенный Такаши Амано и описанный в его первой книге «Мир природного аквариума» (Nature Aquarium World), только, как мне кажется, Амано использовал в нем Glossostigma. Челлендж был в том, что мало кто обладает терпением, как у Будды, чтобы дождаться, пока разрастется коврик из одной единственной баночки меристемы. Большинство из нас, в том числе и я, не выдержат и закажут еще несколько банок, чтобы быстрее нарастить лужайку! Конечно, при менее плотной засадке растения более подвержены вспышкам водорослей, поэтому для поддержания хорошего режима выращивания в таких условиях необходим опыт. Чтобы решить некоторые проблемы, Джордж использовал технику «сухого запуска», позволяющую укоренить мелкокорневые растения до повышения уровня воды в аквариуме. Такое стало возможным благодаря тому, что в аквариуме не используются высокорослые растения, которые в противном случае потребовали бы более высокого уровня воды. Обычно я использую этот метод для создания переднего плана, а когда он укоренится, поднимаю воду и только после этого сажаю средний и задний планы. Метод «сухого запуска» Как можно видеть ниже, для успешного применения этого метода очень важно поддерживать высокую влажность воздуха. Кроме того, если начать со здоровых растений, выращенных гидропонным способом (росли на суше, а не под водой), шансы на то, что метод сработает без особых потерь, возрастают. Фото 4. Среда с повышенной влажностью. Как видно на снимке, с которого началась эта заметка, Джордж справился со своей задачей, что свидетельствует о его необычном уровне самоконтроля. Превосходно! Однако больше всего меня привлекло не то, что растение отлично растет, а общий акваскейп, который он создал, который, по крайней мере, в этом сообщении, кажется, обойден вниманием. Не расположид ли Джордж камни в аквариум просто так? Хм... Вот он, шанс увидеть, насколько хорош Джордж как акваскейпер! Всякий раз, когда у вас есть возможность взглянуть на работу, сделанную художником быстро или без особых раздумий, вы получаете шанс увидеть, как много он делает на подсознательном уровне. Насколько сильно он усвоил искусство, над которым так усердно работал? Именно это имеют в виду люди, когда говорят: «У него это получается так естественно». (Обычно за этим следует: «Я его ненавижу!»). Я отвлекаюсь! Давайте воспользуемся возможностью проанализировать работу, проделанную нашим другом Джорджем, хотя мы знаем, что на самом деле он не потратил много времени на планирование акваскейпа. Давайте посмотрим, как много Джордж усвоил! Обещаем, Джордж, в конце концов мы не будем тебя ненавидеть! Первые впечатления На первый взгляд, это очень хороший акваскейп в стиле Ивагуми. У меня нет возможности углубляться в стиль Ивагуми в этом анализе, но я планирую написать статью, в которой расскажу об истории Ивагуми и его внедрении в акваскейпинг. Джордж говорит, что использовал простой Ивагуми из 7 камней. Несмотря на то, что не существует правила относительно количества камней, время показало, что нечетное количество в общем случае для травника подходит лучше всего. На мой взгляд, чем больше камней, тем сложнее (и труднее) их скомпоновать. Давайте выделим семь камней, которые выбрал Джордж. Вы увидели их на оригинальной картинке выше? Посчитайте цвета ниже. Ивагуми с 7 камнями В Ивагуми каждый камень имеет свое предназначение в общем акваскейпе. Это настоящая синергия, когда один камень без других был бы «меньше». Однако, несмотря на то, что хорошим ивагуми является гармоничная работа группы, каждый камень, играющий свою роль, также имеет решающее значение для создания гармоничного акваскейпа. Основной или якорный камень называется Ояиши (Oyaishi), и он является вашей главной фокусной точкой. Это должен быть самый выразительный или броский камень. Второй (или балансирующий) камень называется Фукуиши (Fukuishi) и располагается по другую сторону от камня Ояиши. Третий камень, называемый Соэиси (Soeishi), поддерживает Ояиши и располагается напротив Фукуиши. Наконец, камни Сутейши (Suteishi) уравновешивают общую схему и придают ей сложность. Давайте посмотрим, как Джордж расположил камни и почему. Названия камней в Ивагуми Ояиши - это, безусловно, самый большой, самый яркий камень в раскладке. Он уравновешен Фукуиши, чего и следовало ожидать и чего хотелось бы. Соэси должным образом поддерживает Ояиси и уравновешивает раскладку справа (традиционный Санзон ивагуми). Камни Сутэйси размещены в местах, которые продолжают поддерживать и уравновешивать весь макет. Безусловно, сложность раскладки увеличивается благодаря размещенным Джорджем Сутейси. Джордж разместил Ояиси практически идеально. Говорят, что его нужно размещать примерно в 2/3 от верхней части акваскейпа, чтобы придать ему фокусную точку. Мы подтвердим, что Джордж разместил его в истинной фокусной точке акваскейпа позже, а пока посмотрите, как он попал в точку 2/3 в соответствии с Правилом третей. Расположение камня Ояиси в точке пересечения третей в Ивагуми Давайте разберемся, как Джордж разместил камни и почему он разместил Сутейши именно так. Ниже вы видите, что задний правый камень удален. Заметили, что расклад не сбалансирован? Расклад слишком сильно смещен влево. Это тонкий, но, на мой взгляд, важный элемент. Убрали камень справа А что если убрать камень в центре макета? Как вы думаете, как это повлияет на общее впечатление? Убрали камень в центре Чего-то не хватает, верно? Это нормально, но менее сложно, чем с камнем Сутейши. Джордж мог бы и не добавлять его, но с ним общий план лучше. Помните, что добавлять нужно до тех пор, пока добавление не станет отвлекать от общего акваскейпа. Существует тонкая грань при использовании такого типа элементов, и она требует очень опытного понимания планировки акваскейпа. Впечатляет, Джордж! Как насчет удаления заднего левого камня? Что это даст? Давайте посмотрим. Убрали камень слева Вот это да! Баланс действительно нарушен, не так ли? У меня такое чувство, что аквариум опрокинется с таким большим весом на правой стороне. Безусловно, лучше иметь левый камень, чтобы уравновесить расположение. Единственная проблема с левым камнем - это яркая белая полоса, идущая по его боку. Мой взгляд сразу же устремляется на нее. Я понимаю, что это естественные прожилки в камне, и что другие камни тоже имеют их, хотя и в меньшей степени. Тем не менее, мне кажется, что без нее было бы лучше. Посмотрите ниже, как бы он выглядел без прожилок. А вы как думаете? Фото 11. Вид акваскейпа Ивагуми, если убрать полоску на камне, отвлекающую взгляд Прежде чем отступить от стиля ивагуми, я хочу обратить внимание на направление камней. Стиль говорит нам, что Oyaishi должен быть наклонен в определенном направлении, а не располагаться прямо вверх и вниз. Так создается более динамичное и естественное впечатление течения или движения. Джорджу это удается. Опорные камни должны быть расположены под углом к Oyaishi, чтобы поддерживать его, но не противоречить потоку или движению, создаваемому Oyaishi. И снова Джордж делает это исключительно хорошо. Смотрите рисунок ниже, где я выделил направление движения. И, чтобы показать, насколько он мастер, Джордж даже сфотографировал стаю неонов, плывущих именно в том направлении движения (течения), которое изобразил Ояиши. Гений и совет начинающим! 12. Даже стая рыб сфотографирована так, чтобы направление ее движения соответствовало направлению движения, задаваемого камнем Oyaishi Правило третей Как я уже объяснял в прошлом, существуют проверенные и верные правила, которые вырабатывались веками и касались оптимальной планировки. В этих правилах используются математические уравнения, которые для людей представляют собой идеал. Мы знаем эти правила как Золотые правила размещения, и их можно увидеть во всех великих произведениях искусства, от картин до фотографий и акваскейпов. Я использую эти правила, чтобы понять, насколько акваскейп близок к идеальной планировке. Одно из самых известных правил - Правило третей. По сути, это правило гласит, что компоновка будет лучше (динамичнее), если ваша фокусная точка расположена на одной из линий или пересечении линий, находящихся в математических третях компоновки. Это трудно объяснить, но легко увидеть. Вот правило, наложенное на акваскейп Джорджа. 13. Проверка расположения камней Ивагуми на пересечении линий третей Бинго! Первое правило, которое я проверил на этом акваскейпе, укрепило мои первоначальные впечатления о том, что в этом макете есть что-то особенное. Как вы можете видеть, Джордж отлично справился с правилом третей! Я обвел красным цветом области, где есть критические пересечения. Каждое из них представляет собой фокусную точку, причем правое верхнее - основное. Удивительно, как Джордж это сделал. Посмотрите, как Ояиши сидит прямо на третьей линии. 14. Камни на критическом пересечении линии третей Вес акваскейпа находится прямо на третьей линии, почти идеально. Как вам это удалось, Джордж? Я не смог бы сделать это лучше, даже если бы точно измерил. Также на следующем изображении обратите внимание, как нижний край акваскейпа лежит прямо на нижней третьей линии. Фото 15. Планировка Ивагуми по правилу третей Джордж не только выложил ландшафт в фантастическом и сложном стиле ивагуми из 7 камней, но и идеально выполнил его по правилу третей! Это настолько поразило меня, что я связался с Джорджем, чтобы подтвердить, что он не измерял планировку, когда устанавливал ее. Он подтвердил, что только «прикинул на глаз». Я завидую... Золотые треугольники Правило третей - лишь одно из правил планировки, влияющее на общую композицию. Правильное использование треугольников не менее важно. Понимаете, наш мозг по какой-то причине обучен видеть треугольники. Это закономерность, которая в нас заложена. Нам кажется, что треугольники естественны, успокаивают и создают общее впечатление порядка. Давайте посмотрим, справится ли Джордж с треугольниками так же хорошо, как с третями? 16. Треугольники в Ивагуми И снова Джордж, кажется, находится прямо на линии с Золотыми треугольниками. Обратите внимание на диагональную линию, идущую снизу слева вверх справа. Она идеально пересекает камни Fukuishi и Ohayaishi. Тяжесть камней в основном находится в правом нижнем равнобедренном треугольнике, а противоположный треугольник - пустое пространство. Этот инь и янь с белым пространством очень важен, и я редко вижу его в акваскейпах новичков и средних исполнителей. Только более продвинутые мастера понимают важность свободного пространства и то, что оно может сделать с композицией. На двух фотографиях ниже показано, как простые треугольники также можно привнести в акваскейп, чтобы добавить комплексности и привлекательной симметрии. Эти треугольники малозаметны, и вы можете не заметить их с первого взгляда. Однако ваш мозг улавливает их и чувствует, что в этом акваскейпе есть что-то правильное или верное. По какой-то причине он кажется естественным. Одна из этих причин - использование треугольников! Фото 17. Треугольники в Ивагуми. Фото 18. Треугольники в Ивагуми. Золотая спираль (Спираль Фибоначчи) и Фокусная точка Джордж, похоже, мастер попадания в трети и треугольники. Сразу видно, что его многолетняя работа с акваскейпами и наблюдение за тем, что работает, а что нет, принесли свои плоды. Он органично размещает ключевые компоненты композиции именно в тех местах, которые диктуют Золотые правила. Он делает это интуитивно. «Для него это естественно». Нет, мы не ненавидим его, потому что его интуиция - результат многолетней практики и наблюдений. Давайте посмотрим, насколько хорошо этот «Одностаканчиковый Ивагуми» справляется с Золотой спиралью и обозначением Главной фокусной точки. 19. Золотая спираль в Ивагуми Золотая спираль - красивая и мистическая математическая формула, используемая для обозначения главной фокусной точки произведения искусства. По идее, главная фокусная точка произведения должна находиться там, где заканчивается спираль. Как видите, Джордж поместил вершину камня Ояиши почти в точное место, указанное спиралью. Именно туда будет смотреть взгляд. Как странно, что он сделал это без особых раздумий! Я был настолько заинтригован, что проверил сложнейшую формулу, которая делит вид спирали на подзоны, чтобы понять, насколько близко он подошел к математической идее. Смотрите результат ниже. Его расположение камня Ояиши не изменилось бы, даже если бы он проверил эту формулу до того, как расположить его. Исключительно хорошая работа! , 20. Попадание главного камня Ивагуми в Золотую спираль Объемность картинки и перспектива Эффекты глубины и перспектива - всего лишь приемы, позволяющие создать впечатление, что акваскейп гораздо больше, чем кажется. С их помощью акцентируется внимание на занимаемом 3D-пространстве, и оно расширяется. В этом акваскейпе перспектива и глубина резкости достигаются за счет использования более мелких камней и их расположения ближе к передней стенке, а более крупных - к задней. Акваскейп выглядит больше, чем на самом деле. Такого эффекта сложно добиться, когда вы используете только камни и один вид растения. Чаще всего (в некоторых стилях акваскейпов) крупные элементы располагаются спереди, а более мелкие перемещаются на задний план. Это создает впечатление, что предметы на заднем плане находятся очень далеко. Мое чувство перспективы здесь - глядя издалека на обветренные и изношенные горные вершины, окруженные морем травы или низких деревьев. Возникает ощущение открытости. Гора, обдуваемая ветром. А что чувствуете вы, когда воспринимаете все это? Опишите свои ощущения? Чувствуете ли Вы почти что како-то едва уловимый запах? Именно эти вещи, в конце концов, наиболее важны при оценке акваскейпа. Выбор цветового решения Цвет так важен для акваскейпа, но не многие уделяют ему особое внимание. По мне, правильное использование цвета формирует акваскейп. Он становится меньше того, чем мог бы быть. Один из моих следующих постов будет посвящен использованию теории цвета в акваскейпах. Пока же давайте остановимся на некоторых основах. Цвета могут влиять на нас как ментально, так и физически. Умение осознанно и гармонично использовать цвета может помочь вам добиться впечатляющих результатов. Примечание переводчика. Можете почитать большой урок по теории цвета для фотографов (применимо и к акваскейпу) здесь: https://photo-and-tr... Цвета могут гармонично сочетаться друг с другом. Некоторые из них являются комплиментарными, другие - аналогичными. Одна из моделей называется триадной, и именно она используется в акваскейпе Джорджа. Возьмем цитату с вышеупомянутого сайта о теории цвета: В триадной цветовой схеме используются цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу. Триадные цветовые схемы имеют тенденцию быть довольно яркими, даже если вы используете бледные или ненасыщенные варианты оттенков. Чтобы успешно использовать триадную гармонию, цвета должны быть тщательно сбалансированы - пусть один цвет доминирует, а два других выполняют роль акцентов. На картинке выше - то, что я получил, когда использовал акваскейп Джорджа и прогнал его через анализатор цветовых колес. Триадная цветовая схема очевидна. Джордж использует зеленый цвет как доминирующий, а остальные цвета подчеркивают его. Синий/черный грифельный цвет служит акцентом для зеленого. Затем я обратил внимание на то, что Джордж решил выбрать рыбок неон с их красным и синим. Это как раз те цвета в цветовом круге, которые подчеркивают зеленый. Интересно, что Джордж сначала поместил красноглазых тетр, но посчитал, что они не подходят, потому что теряются на фоне. Я полностью согласен. Подобрать правильную рыбу, дополняющую композицию, сложнее, чем многие думают. К сожалению, обычно рыбы оказываются на втором плане, и акваскейп от этого страдает. 24. Даже цвета рыб должны подбираться по цветовому колесу В данном случае Джордж понял, что что-то не так, и выбрал неонов. Опять же, я полностью согласен... как и с цветовым кругом. Фото 25, 26. Подбор цвета рыбы по цветовому кругу для травника в стиле Ивагуми. Обратите внимание и на то, как небольшой размер неонов и их плавательная манера дополняют общую композицию. Если бы рыбки были крупнее, они бы отвлекали внимание от акваскейпа и сбивали все восприятие. Джордж проделал отличную работу, подобрав цвет, размер и плавательные повадки рыбы. Итоговые впечатления Если вы дочитали до этого места, то знаете, что мы рассматривали One-Pot Iwagumi Джорджа Фармера с разных точек зрения. Мы разобрали его и обсудили отдельные части. Эти части были собраны вместе, очевидно, без долгих раздумий, одним из настоящих мастеров акваскейпинга. Очевидно, что он на самом деле усвоил многие вещи, которые большинству людей необходимо тщательно спланировать. Я просто в восторге. Думаю, Джордж хотел показать людям, что можно создать полноценный акваскейп, имея всего один крошечный горшок с растениями. При этом он также раскрыл гораздо более глубокие принципы, некоторые из которых мы обсудили в этом скромном анализе. Я уверен, что, продолжая рассматривать эту композицию, я увижу еще много вещей, на которые до сих пор не обращал внимания. Это особенно верно, поскольку мне не хватало времени на изучение всех деталей, которые в ней содержатся. Хорошо известно, что для того, чтобы что-то выглядело легко и естественно, требуются долгие годы практики. С этим акваскейпом Джордж поступил именно так. Он выполнил ивагуми с виртуозным мастерством. На первый взгляд, все выглядит естественно и просто, почти минималистично. И только когда вы начинаете разбирать его по косточкам, проявляется все его великолепие. Отличная работа, Джордж. Очень хорошо сделано. Всего наилучшего, Арт P.S. Вот отличное HD-видео, на котором запечатлена динамика развития акваскейпа: Изменено 2.10.24 автор Sergey PAT_A |
|
#3173610 |
|
Завсегдатай
|
|
О стиле Ивагуми (Сандзон и другие)
До прочтения этой статьи я себе представлял, что Ивагуми – это, когда ты правильно, в определенном порядке расставляешь в аквариуме камни. Однако сейчас понимаю, что Ивагуми – это «японский сад камней под водой». В Японии сад камней – это культурно-эстетическое сооружение, истоки которого зародились в 1336—1573 годах. Это философско-религиозное явление. Так три камня – это символ буддийской троицы. Вот описание японского сухого сада камней: «Cтиль Sanzon iwagumi (三尊石組) буквально значит «Буддийское триадное расположение камней». Группировка одного большого камня с двумя меньшими фланговыми камнями, наклоненными к центральному камню. Камни уподобляются буддийским триадам (см. *sanzonbutsu 三尊仏), таким как *Shaka sanzon 釈迦三尊, *Amida sanzon 阿弥陀三尊, Yakushi sanzon 薬師三尊 и Fudou sanzon 不動三尊. Центральный камень называется Чусонсэки 中尊石, а боковые камни - камни сопровождения или кёдзисэки 脇侍石. В некоторых садах перед Сандзон Ивагуми устанавливают камень для поклонения - райхайсэки 礼拝石, в этом случае райхайсэки называют камнем-доской дайзасэки 台座石, или камнем-сиденьем лотоса рэндайсэки 蓮台石. Термин «Сандзон Ивагуми» впервые встречается в садовом трактате 11 века SAKUTEIKI 作庭記, а затем появляется в большинстве других садовых трактатов. Сандзон Ивагуми могут стоять отдельно или быть частью большой композиции из камней. Камни также могут называться сандзонсэки 三尊石. Поэтому всем тем аквариумистам, которые хотят создать у себя Ивагуми, советую почитать статьи на тему дизайна японского сада камней. Вот, пример расположения камней в «сухом саду». Только в «сухом саду» камни обычно стоят вертикально. А в аквариуме их наклоняют (как описано в статье выше) – чтобы создать «естественное впечатление течения или движения». На этой картинке синяя линия показывает направление потока воды. ***** В надземных японских садах камней, кроме стиля Сандзон Ивагуми (с тремя камнями), существуют и другие. 1. Сандзон Ивагуми (三尊石组) – Три каменные группы. 2. Shumisenshikiishigumi (须弥山式石组石) - Каменная группа в стиле горы Сюмишань. 3. Shichigoshanishigumi (七五三石组) – Каменная группа 7-5-3 4. Kamejima (龟岛) - Черепаховый остров (Камедзима) Буквально - черепаший остров. Небольшой островок, выложенный из нескольких камней, которые напоминают голову, ноги и хвост черепахи. Встречается как в садах с влажным прудом, так и в садах с сухим прудом *kareike 枯池, символизирует долголетие и часто встречается в садах, где представлена гора Пэнлай *Houraisan 蓬莱山. Согласно древней легенде, гора Пэнлай была перенесена на спине черепахи. Камни, изображающие каждую часть черепахи, имеют названия: хвост может быть обозначен хвостовым камнем *бисеки 尾石 или осаки-иси 尾崎石, ноги - ножными камнями, кикякусеки 亀脚石, голова - головным камнем, китоусеки 亀頭石, ноги с камнями для ног, кисокусеки 亀足石, передние плавники с камнями для рук, кисусеки 亀手石 и, в некоторых случаях, панцирь с камнями для раковин, киккоусеки 亀甲石. Обычно на камедзиме сажают сосну, чтобы обозначить связь с бессмертием. Камедзима неизменно сочетается с журавлиным островом *Цурудзима 鶴島. 5. Tsurujima 鶴島 – Журавлиный остров (Цурудзима) Букв. журавлиный остров. Садовый остров, выложенный из нескольких камней и, как правило, сосны, напоминающий полет журавля. Как символ долголетия, журавлиный остров часто используется в паре с черепашьим островом *kamejima 亀島, в садах и сухих прудах *kareike 枯池 из *hourai youshiki 蓬莱様式. В отличие от черепашьего острова, имеющего более наводящую на размышления форму, журавлиный остров более абстрактен и представляет собой один или несколько больших треугольных камней и небольшие кустарники или сосну. В некоторых случаях длинный тонкий камень используется для выражения головы журавля цурукуби-иси 鶴首石, а небольшие камни-крылья ханэ-иси 羽石 располагаются по обе стороны. 6. Karenagare (枯流水) – Пересохшее русло реки 7. Karetakiishigumi (Karetakiishigumi 枯瀑石组) - Высохший водопад ***** Обязательно изучите статью Ольги Button у нас на форуме. Все не буду повторять. Вот главные мысли по поводу стиля Сандзон Ивагуми. Ивагуми Iwagumi оформление камнями Вот ещё конспект на нашем форуме. Принципы и методики акваскейпинга Обратите внимание, на примере одной из работ, какое значение придается высоте каждого камня. На иллюстрации каждая цветная полоса касается вершины одного из типа камней. Высота камней имеет строгую иерархию с соответствии с его ролью в Iwagumi. Выяснилось, что идеальное расположение групп камней образует между собой треугольники, причем, ни одна из сторон такого треугольника не пересекает группу. Еще ссылки по основам акваскейпа у нас на форуме. Список полезных тем для раздела Акваскейп Хардскейп в акваскейпе И моя первая статья «1. Принципы оформления красивого аквариума». 1. ПРИНЦИПЫ оформления КРАСИВОГО АКВАРИУМА Чтобы хорошо понимать о чем речь, советую прочитать статьи на тему «Композиция в фотографии» или «Композиции при рисовании натюрморто». Там подробно описываются упомянутые правила третей, спираль Фибоначчи и т.д. Что касается треугольников, то в стиле Сандзон Ивагуми треугольки должны быть не только в виде сбоку, но и в виде сверху. Вот выдержка с другого форума: http://natureaqua.ru... Если ставится больше трех камней, то следующую тройку располагают по тому же принципу, но по треугольнику большего/меньшего размера, другой формы, и смещая относительно первой тройки камней. По этому же принципу садят растения, только переплетая и смещая треугольник растений относительно треугольника камней. Кстати, правило троек дает то, что число предметов всегда нечетное. Расстявляя камни разного размера следует располагать их так чтобы трещины были в одном направлении, и всегда присыпать грунтом основание камней. Так создается впечатление что группа камней является одним целым камнем. Это важный прием если у вас нет камней подходящего размера, и фундаментальное правило создания Iwagumi - получить впечатление Равновесия и Непрервыности. (ADA). ********** Стили Ивагуми В сегодняшней статье мы видми пример аквариума, оформленного в стиле Сандзон Ивагуми, основанного на буддийской троице. В статье же Ольги Button перечислено 6 стилей такого аквариума: 1. Композиции из окаменелого дерева. 2. Стиль Санзон (Sanzon). 3. Камни располагаются лучами, и поскольку, верхушки камней направлены вверх, в разные стороны, форма самих макушек имеет большое значение. 4. Камни при оформлении располагаются натурально, в естественном порядке, имитируя природное расположение камней, горных хребтов, пиков или рифов. 5. Sanzon и очень похож на стиль номер 2, но в отличие от второго, создается особенная атмосфера с помощью декоративных песков, засыпанных на ближний план. Песок высветляет скейп, делает декоративные элементы более контрастными и создает дополнительную глубину при восприятии композиции. Песок в данном случае создает впечатление морского побережья или берега реки. 6. Расположение двух массивных, зачастую равнозначных (главных) камней в сильной точке. Изменено 2.10.24 автор Sergey PAT_A |
|
#3173615 |
Завсегдатай
|
|
Особенности содержания аквариума Ивагуми
Очень хорошая статья по практике Ивагуми «2hr Guide to Iwagumi aquascapes» опубликована на сайте Денниса Вонга. https://www.2hraquar... Вот некоторые выдержки из неё. В самом чистом виде в стиле Ивагуми используются только один вид камней и растений, и обычно они состоят из нечетного количества эстетически приятных камней (от 3 до 9 штук). Камни будут расположены в таком формате, чтобы более мелкие камни повторяли и дополняли текстуру и направленность основных камней. Вокруг камней обычно высаживают один вид растений, чтобы полностью украсить аквариум. Самые крупные камни в аквариуме должны составлять не менее 3/4 высоты аквариума, а то и больше, чтобы создать сильное впечатление. Нижние пять сантиметров крупных камней обычно закапывают в грунт, чтобы создать впечатление, что камни естественно поднимаются из субстрата. Наклон камней для получения более эстетичного угла также уменьшает конечную высоту камня. Большинство любителей используют слишком маленькие камни, недооценивая размер, необходимый для того, чтобы пейзаж выделялся в аквариуме. Маленькие камни также можно соединить вместе, чтобы сформировать большую скалу. Однако этот процесс может быть утомительным и требует тренированного взгляда для подбора текстуры отдельных камней. Стратегия предотвращения появления водорослей в акваскейпе Ивагуми 1. Кормите почвопокровные растения азотом и фосфором из субстрата Питание почвопокровных растений макроэлементами азота и фосфора из грунта позволяет нам использовать удобрения для водной толщи без этих двух элементов. В нашем аквариуме Iwagumi мы используем удобрение APT 1 для толщи воды, которое содержит все питательные вещества, кроме N и P. Полное осушение в толще воды N и P сводит к минимуму рост водорослей на песчаных берегах и твердых поверхностях. Примечание переводчика: Удобрение APT 1 ZERO содержит 7% K2O, 1.4% MgO, 0.09% железо на хелатах EDTA, DTPA и EDDHA, бор, медь, марганец, молибден и цинк. Не содержит азот и фосфор. Деннис Вонг держит Ивагуми только на питательном аквасойле, чтобы не дозировать в толщу воды нитраты и фосфаты. 2. Используйте низкий уровень освещения Многие считают, что почвопокровка - это растения, которым для роста и распространения требуется высокий уровень освещенности, но это не так. Каждое почвопокровное растение, от Элеохарис Парвула (Eleocharis acicularis/parvula), до Хемиантус Куба (Hemianthus callitrichoides 'Cuba'), Монте Карло (Micranthemum tweediei 'Monte Carlo'), может распространяться при 20+ мкмоль PAR, если обеспечить подачу CO2. Мы рекомендуем поддерживать уровень освещенности на дне аквариума в пределах 30-60 мкмоль PAR, но не более того. Это позволит свести к минимуму количество водорослей и сохранить первоначальный цвет белого песка и камней. Примечание переводчика: 30-60 PAR на дне – это средне разогнанный травник и даже медленный травник по верхней планке. • PAR 20-50 – медленный травник • PAR 50-90 – травник со средней скоростью • PAR 90 и выше – быстрый травник Этот 75-сантиметровый Ивагуми имеет около 50 мкмоль PAR в центре и 30+ мкмоль PAR по бокам. APT 1 – единственное удобрение, дозируемое в толщу воды для обеспечения потребностей растений в питательных веществах. Еженедельная подмена воды 50-80%. 3. Поддерживайте низкий уровень органических отходов В аквариумах с растениями, где преобладает большое количество крупных растений, занимающих большую часть экологического пространства, аквариум естественным образом становится устойчивым к водорослям, поскольку растения более высокого уровня вытесняют водоросли. Однако в акваруимах Ивагуми количество растительной массы невелико, и мы не можем полагаться на нее в защите аквариума от водорослей. Повышенный уровень органических отходов может спровоцировать появление водорослей даже при пониженном уровне освещенности. В аквариумах с низкой освещенностью это может проявиться в виде цианобактерий (BGA) или диатомей (бурых водорослей). В аквариумах с более высокой освещенностью это проявится в виде GDA (зеленых пылевых водорослей) на стекле и камнях. Поддерживайте низкий уровень органических отходов, по возможности снижая нагрузку на рыбу и чаще подменивая воду, чтобы поддерживать ее качество на высоком уровне. Во время подмен воды важно отсасывать детрит с поверхности субстрата. Режим содержания: Еженедельная подмена воды на 50-70%, при этом детрит на уровне субстрата удаляется сифоном, подмена воды по методу Денниса Вонга. Ковер из Элеохарис Парвула подстригается каждые пару месяцев. Каждые 8 месяцев или около того субстрат обогащается корневыми таблетками APT Jazz. Префильтр у фильтра Oase чистится каждые 3 недели, а основная камера обслуживается только раз в год. Другие регулярные работы включают ежедневную дозировку удобрения APT 1 для водной толщи, по 1 мл в день. Система CO2 регулярно проверяется, чтобы убедиться, что уровень CO2 остается оптимальным - достаточное количество CO2 (25-30ppm) позволяет травяному ковру Элеохариса хорошо распространяться, даже если используется низкий уровень освещения. Примечание переводчика: Подмена воды по методу Денниса Вонга – это когда к трубке для сифонирования воды прикрепляется большая пипетка (Turkey Baster). Когда мы нажимаем на пипетку, она поднимает мульму из грунта и травы, которая тут же отсифонивается сифоном. Изменено 2.10.24 автор Sergey PAT_A |
|
#3173620 |
Завсегдатай
|
|
DenKl Эстетику Ивагуми я вижу и понимаю. Но у меня пока первый травник. Поэтому трудно удержаться от того, чтобы не напихать туда как можно больше травы. Если отказаться от принципа «Один вид растения» в Ивагуми, то получается симпатично. Подчеркну еще раз: считаю, что принципы расположения камней, описанные для Ивагуми, применимы в любом другом стиле, где используются камни или коряги. Вот Drumkar мучился с расположением камней в своем новом аквариуме. И мы обсуждали, что нужно корягу располагать в пересечении третей. При этом, после анализа статьи про Ивагуми, мне кажется наглядно видно, что основная его проблема была – все камни примерно одинаковой высоты. Для решения такой проблемы нужно либо искать камни меньшего размера (дробить крупные), либо собирать 3 горочки, разные по высоте. Вообще, как я писал тогда, нужно почитать статьи о композиции в натюрморте. Камни и натюрморт из яблок – близкие понятия. Грёзы о прямых руках. Грустнобанка Вот примеры аквариумов, которые нельзя назвать чистыми Ивагуми. Но в них явно используются подходы, описанные в предыдущей и в этой статье. P.S. На первом фото – Ивагуми от Такши Амано. Он называется Hakkai stone Iwagumi. И просуществовал 14 лет. https://www.adana.co... W350 × D75 × H75 (см) Создано Такаши Амано, сфотографировано в 2017 году (ADA). Этот образец Ивагуми из камня Хаккай (Hakkai stone) в настоящее время (примечание: в 2019 году) украшает вход в галерею «ADA Nature Aquarium». С момента завершения строительства штаб-квартиры ADA в 1994 году в этом аквариуме размером 3 метра 50 см было создано несколько акваскейпов, но само расположение камней Ивагуми не менялось в течение 14 лет с момента создания первоначального макета в 2005 году. В начале создания этой каменной композиции в ней было всего три вида растения: Glossostigma, Echinodorus tenellus и Echinodorus latifolius. После этого творческий подход к посадке был повторен, и теперь посадки основывались в основном на стеблевых и лентовидных водных растениях. Причина, по которой этот Ивагуми сохраняется в течение 14 лет, заключается в том, что он достиг уровня завершения как Ивагуми из камня Хаккай, и Амано хотел выразить переход естественной растительности с помощью творческой посадки (пересадка растений с сохранением первоначального расположения камней). Большие камни в природе не двигаются, но растительность вокруг них меняется со временем. Изменено 2.10.24 автор Sergey PAT_A |
|
#3173626 |
|
Свой на Aqa.ru
|
|
Спасибо за материал! У Вас же в примере явно не квадраты. Но определённая закономерность всё равно соблюдается. |
|
#3173633 Нравится Sergey PAT_A
|
Завсегдатай
|
|
Аря Наверное, автор статьи (и переводчик) в художественной школе не учились. Я этого нюанса не заметил (и не знал про квадраты). Спасибо за Вашу поправку. Буду в будущем иметь это ввиду. |
|
#3173634 Нравится Аря
|
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
Sergey PAT_A Вы морковку с божьим даром несколько путаете. Это не японский сад под водой. Если оставить в стороне философию, что важно в этой стилистике, и культурное наследие ивагуми, то под водой только имитация сада. Это важно четко осознавать. И понимать когда с этим стоит повозиться и когда тратить время на это глупо. Реальный сад это площади большой объем. Там допустимо говорить про ивагуми. В акве возможно с помощью худ. приемов создать имитацию. Собственно этому и просвещена статья автора, как и какие худ. приемы стоит использовать. Как создать имитацию объема и гармоничную картинку. И строго говоря, ивагуми как стиль тут просто плохо притянутый пример этого. И о немного о том, что имхо важно понимать, когда на это не стоит тратить время. Имитация больших перспектив поражает воображение на картинах и фотографиях. Красиво, но! Вы блог ведете, активно выкладываете свои фото, вам вероятно это нужно. Человеку который завел акву для себя и не собирается участвовать в конкурсах и хвалится в инете перед всеми своими успехами, заморачиваться с подобным нет ни какого смысла. Вот совсем нет. При рассматривании двумя глазами аквы, да ещё с близкого расстояния этот худ. обман рассыпается до реальности в которой фактическая ширина аквы ещё и сжимается искажениями воды. Вся красотень исчезает, до сжатой плосковатой картинки в которой камни и коряги мешают рассматривать траву и рыбу. Думаю большинству любителей всё ж важнее чтоб аква в живую смотрелась интереснее, чем на фото. Ваши подборки «красоты» они все о ровно наоборот. Вы хотя бы как-то выделяйте этот момент в своих статьях, не сбиваете на ерунду большинство любителей, им нужно совсем другое. Кстати очень красивые аквы, просто когда рыба и трава в отличном состоянии. Фото возможно получится никаким, но такие аквы гарантировано восхищают при живом осмотре. А аква только с одним видом травы в живую мало кого заинтересует. Но да, на фото выглядит красиво. |
|
#3173637 Нравится Гранатович, kazakovp
|
|
Завсегдатай
|
|
Дамир184 Я поясню, зачем я опубликовал вот эти статьи о голландском аквариуме, о Ивагуми. Во-первых, мне лично интересно разбираться «что по чём». Раньше не знал, что у камней существуют названия. Без названий можно обойтись: в композиции натюрмортов просто говорят «Большой предмет, малый предмет, средний предмет». А японцы вон в какую красивую обёртку завернули: Ояиши, Фукуиши, Соэиси и Сутейши! Все таки умеют они «красиво мыслить». Во-вторых, когда информацию собираю в «конспект», она лучше запоминается. В-третьих, определенным аквариумистам информация все же может пригодиться. На форуме 90% процентов тем – это «Спасите петушка» и «Караул, водоросли». Владельцы таких аквариумов – не целевая аудитория обсуждаемой темы. Вот Виктор сделал классный Ивагуми, но расположил камни одинаковой высоты (слева и справа) и вертикально. И трубку забора воды расположил точно по центру аквариума. Новый аквариум Конечно, он может быть со мной не согласен. Но я считаю, что это ошибка. И считаю, что описание этой ошибки следует из этой статьи. И другим аквариумистам информация может пригодиться, чтобы сделать "свой идеальный аквариум". Дамир184 У каждого свой подход к тому, что ему нужно от аквариума. Вот я после публикации статьи про голландский аквариум уже пересадил красную Альтернатеру Рейнеки Мини в золотое сечение, подальше от левого края. Скоро пересажу Людвигию Супер Ред тоже в пересечение третей. После этой статьи про Ивагуми примерно понимаю, как мне изменить расположение камней лавы под корягой, чтобы они лучше смотрелись. И от этих изменений мне мой аквариум больше нравится. И статья опубликована для таких вот случаев (он и мой тоже). Andrey-70 Мне вот нравятся, а художественных способностей нет По поводу того, что Дамир184 Думаю, у людей достаточно осознания своего личного «красиво или не красиво». Понятно, что раз я решил опубликовать статью и назвал в ней аквариумы «красивыми», то это моё личное мнение. Тексты авторов я в публикациях выделяю (не думал, что может быть путаница). Изменено 2.10.24 автор Sergey PAT_A |
|
#3173645 Нравится Аря
|
Завсегдатай
|
|
Дамир184 Аква с видом только через лобовое. Я бы хотел на скейты посмотреть с 3х сторон. Домашнюю акву все таки с 3х сторон смотрят |
|
#3173646 Нравится Sergey PAT_A
|
Свой на Aqa.ru
|
|
Sergey PAT_A Спасибо за материал! Действительно есть над чем подумать и когда "на картинке" что-то не так и руки чешутся что-то изменить - этот материал подбрасывает мыслей как понять "что не так" и куда всё это двигать) |
|
#3173650 Нравится Пятница, Sergey PAT_A
|
|
Завсегдатай
|
|
Аря Вот точно выразили мысль для чего статья. Мне кажется, даже если в ней не хватает ответов, то есть зацепки в каком направлении двигаться. |
|
#3173652 Нравится Аря
|
Модератор , Советник
|
|
Дамир184 Вообще говоря, все строго наоборот обычно происходит. Когда мы смотрим вживую бинокоулярным зрением, мы хоть какой-то объем явно видим. А на плоском фото, если не делать специальных ухищрений, все сливается. Сделать так, чтобы аквариум вживую хорошо смотрелся - проще, чем добиться этого на фото. И если на фото смотрится хорошо, то и глазами обычно не хуже. |
|
#3173653 |
Завсегдатай
|
|
DenKl Наверное, японцам доступно какое-то понятие о красоте, которое мы не понимаем. Вот в таком палисаднике можно ведь столько цветов, кустов и деревьев понасажать! Изменено 2.10.24 автор Sergey PAT_A |
|
#3173655 Нравится NO3
|
|
Завсегдатай
|
|
Sergey PAT_A По мне, это касается и Ивагуми, тут переплетение менталитета, религии, нескольких учений и прочего присущее исключительно японцам. Нам такое не понять |
|
#3173656 Нравится DoraNi, Sergey PAT_A
|
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
DenKl Точно! Это философия, где созерцание не должно вызывать сильный интерес и прочие внутренние беспокойства в душе. Лишние детали мешают самопогружению в дзен, просветлению. Нам это точно не нужно. У нас по просветлению свой путь . Бутылка крепкого. Constantin_K Ага где ни будь в офисе, когда бросают издали беглый взгляд, проходя мимо. Подходя близко, рассматривая, вся красота пропадает. Начинаем видеть, Что и травы 3-4 вида, и рыбы пара видов, а интересная улиточка заползла за дурацкий камень, и как её теперь рассмотреть. Все композиции хороши с определённого расстояния, если ближе, тщательно выверенные сильные точки теряются, и эти нагромождения камней и коряг только мешают акву рассматривать. А искусственно увеличенная перспектива становится просто реальной, с неуместными странно раскиданными камнями. Сильно это чаще действительно не вредит, но тратить столько усилий дома в пустую. Если нет цели хвастатся фотками, то зачем. Да и ладно убитое время, многим так убивать нарвится, так ещё и камни с палками покупают по цене золота. Выбрасывают деньги которые можно потратить на траву, рыбу, оборудование. Я не против кому нравится пускай, но ведь подобные статьи провоцируют на покупку коряг новичков с первой*второй аквой. Они верят, что можно и нужно делать только так. Но как вы верно заметили можно сделать и проще и дешевле, без камней, коряг и неработающих с близкого расстояния худ приёмов. Только про это совсем ни кто не пишет, и новички об этом и не догадываются, им заранее прививают некий выставочный стандарт, плохо в быту подходящий. Кстати дети не искушенные в худ. законах красоты, чувствуя её пока не осознано, и потому честно, совсем не ведутся на сложные композиции. Но залипают, надолго залипают. около заросших в хаос джунглей акв. А сколько-то внятного фото таких акв не сделать. |
|
#3173668 |
Завсегдатай
|
|
Дамир184Ну почему-же не пишут? Я несколько раз в обсуждении говорил о фикции "правил" и "принципов", которые к тому-же и понимаются неправильно, но меня "практики" перекричали, их ведь намного больше ))))) |
|
#3173671 |
|
Свой на Aqa.ru
|
|
DenKl И не смотрите. Кто заставляет? Вы специально зашли в неинтересную для себя тему, чтобы это написать? Аквариумы в этом стиле очень красивы. Спасибо автору за тему. |
|
#3173674 |
Свой на Aqa.ru
|
|
Дамир184 Субъективное мнение. Вот мне, например, трава мешает рассматривать камни и рыбу. Каждый смотрит и видит в аквариуме то, что интересно именно ему. Но не факт, что именно это интересно и другим. Иначе у всех поголовно были бы травники. Рыбы тоже живут в разных условиях. И не везде на дне присутствуют заросли. И вообще растения. Некоторые рыбы отлично смотрятся в каменистых навалах. Или в корягах с коричневой прелой листвой. И камни / или коряги / точно не мешают их рассматривать. А иногда подчёркивают их красоту и своеобразие. :) |
|
#3173677 Нравится Пятница, В.Владимир
|
Модератор , Советник
|
|
Дамир184 Абсолютно не так. Я много видел таких аквариумов вживую. И когда делал фотосъемку, и просто, например, в гостях у того же Дмитрия Паршина. Любой их этих аквариумов был интереснее и содержательнее, чем способно передать любое фото. Тот самый случай, когда часами можно было залипать. Все композиции хороши с определённого расстояния, если ближе, тщательно выверенные сильные точки теряются Однако постоянно сталкивался с тем, что увеличенный крупным планом фрагмент смотрится лучше, чем весь аквариум целиком. И с этим прямо беда, посокольку фрагментны на конкурсы обычно не присылаются. Ну и с близкого расстояния всегда есть на что посмотреть. Любой такой аквариум - это в первую очередь хорошая биология, а потом уже все остальное. Без биологии ничего не получается. выставочный стандарт, плохо в быту подходящий Быт - эта та реальность, которая нужна для выживания. Но хочется что-то видеть помимо суровой необходимости. Не всегда получается. Кстати дети не искушенные в худ. законах красоты, чувствуя её пока не осознано, и потому честно, совсем не ведутся на сложные композиции. Чувство красоты в значительной степени возникает в результате воспитания и насмотренности. Это так же как язык: если не слушать в детстве разговоры родителей и других людей, язык не появится. |
|
#3173689 |
|
Завсегдатай
|
|
Kori Вообще то меня больше интересовало развитие Автора темы как аквариумиста. Пока конечно блогер и писатель он знатный. Но и мы не спешим, подождём. Думал тут его новый проект или еще что. А мнение на то и мнение чтоб его не стесняться. Тем более тут на форуме. |
|
#3173692 |