Постоянный посетитель
|
ВЗРЫВ БАЛОНА !!! (страница 5) |
02.02.2006г. Взорвался балон СО 2 |
|
#277677 |
Постоянный посетитель
|
|
Сам работаю в области экспертизы промышленной безопасности. О взрывах баллонов знаю много. |
|
#492068 |
|
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
сообщение Rcdisster Следует ли это понимать как то, что в кислородный баллон нельзя заправлять СО2? |
|
#492098 |
Посетитель
|
|
Не стоит заправлять в пропановый ) ибо технология изготовления у них другая. просто заливать нужно на нормальной станции. |
|
#492248 |
Постоянный посетитель
|
|
Стандартные баллоны изготавливались и изготавливаются в соответствии с ГОСТ 949-73 "Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Pp<=19,6 МПа (200 кгс/см2)". |
|
#493259 |
Посетитель
164
7 года |
|
А на какое давление рассчитаны огнетушители? |
|
#493267 |
|
Постоянный посетитель
|
|
Расчетное давление в огнетушителе указывается только в технической документации. Конечному пользователю эта величина ни к чему (во избежании экспериментов). Главное, что должен знать пользователь огнетушителя - масса заряженного пламягасящего вещества. |
|
#494165 |
Посетитель
60
15 года |
|
А из каких баллонов делают углекислотные огнетушители??? |
|
#494641 |
Посетитель
|
|
Хочу сказать что любая уважающая себя контора поставит вам на огнетушитель нормальный закручивающийся вентель, а после этого проведет испытание на избыточное давление. По непроверенным данным давление в таком баллоне огнетушителя гораздо больше 60 бар, соответсвенно их использовать вполне безопасно. Огнетушитель ОУ-2 тому пример. В него влазит газа 2,9 кг. |
|
#494935 |
|
Посетитель
60
15 года |
|
сообщение cdda Про уважающую себя контуру согласен, а вот про непроверенные данные не совсем! "Рабочее" давление для СО2 одно и не важно в какой баллон его закачивают, не зря же про перелив разговоры идут. У меня ОУ-2, после заправки на него надели бирку с датой и количеством заправленного газа 1,4 кг плюс опломбировали вентиль. Еще про расширение газа при температуре. После заправки своего огнетушителя я проверил в нем давление, манометр на редукторе показал около 65 атмосфер, свинтил редуктор у убрал баллон до лучших времен . Пролежал около месяца, стал монтировать подачу газа, навентил редуктор и давление было уже 80 атмосфер (за окном было +30). Не мудурстсвуя лукаво поставил огнетушитель в ведро, закрепил в вертикальном положении и начал наполнять ведро холодной водой. Не наполнив и половины как стрелка манометра стала падать в "рабочую зону" и остановилась на моих 65 атмосферах. P.S. Баллон и по сей день в том ведре |
|
#494953 |
Постоянный посетитель
|
|
ГОСТ Р 51057-2001 "Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний" не содержит ссылок на ГОСТ 949-73 "Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Pp
Всем, кто собирается использовать баллоны высокого давления в своем аквариумном хозяйстве рекомендую указанные Правила изучить в части раздела 10. Дополнительные требования к баллонам. |
|
#495525 |
Посетитель
|
|
Тема серьёзная. |
|
#607423 |
|
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
Ton4 Наличие пузыря выявить можно, но его объем будет зависеть от температуры балона, то есть может изменяться. А вес заправленного балона от температуры не зависит. Поэтому и заправляют их, определяя не наличие/отсутствие пузыря, а вес балона. |
|
#607485 |
Новичок
3
16 года |
|
Да, ребята... Много экспертов тут отметилось... Почитал эту ветку, и так наболело, что решил зарегистрироваться на этом сайте и вставить свои 2 гривны... СО2. Температура и давление СО2. Процессы при заправке. Полезности. Как избежать неприятностей. Внимание! Перед работой со сжатым СО2 наденем защитные очки. Углекислота, вылетая под давлением, превращается в "снег" или так называемый "сухой лёд", крупинки которого летят с огромной скоростью. Или трубка, подсоединёная к источнику газа высокого давления (даже к редуктору), внезапно отсоединённая, может очень сильно хлестануть по лицу. И даже просто струя сжатого газа может сдуть вам в лицо какой-либо предмет. Глаза надо беречь! Первая задача. Имеется два баллона с углекислотой. Ёмкость баллонов 40 литров (дм3). Температура (это очень важно) и газа, и баллонов, и окружающей среды +20 градусов Цельсия. В одном баллоне 3 кг СО2, во втором баллоне - 12 кг СО2. ВОПРОС: в каком баллоне давление больше? ОТВЕТ: давление в подобных случаях будет совершенно одинаковым, потому что газ находится в так называемом баротермическом равновесии. И определить количество СО2 в баллонах можно только взвешиванием, если при этом мы знали вес пустого баллона. Ещё раз: при одинаковой температуре газа, баллонов и углекислоты давление в баллонах любой ёмкости будет одинаковым, даже если в этих баллонах разное количество газа, при условии, что в баллонах есть жидкая фаза углекислоты. Если в каком-то из баллонов давление ниже (при вышеуказанных условиях), это означает, что жидкая фаза кончилась, осталась только газообразный СО2, его там мало, следовательно, баллон надо заправлять. Вторая задача. Имеется два баллона с углекислотой. Вес и объём обоих баллонов одинаковый. Но давление в одном больше, чем давление в другом. ВОПРОС: почему? ОТВЕТ: несмотря на равное количество СО2 и одинаковый объём баллонов, давление будет выше в том баллоне, температура углекислоты в котором выше. Например, стоит в каком-то помещении баллон, в нём 10 кг газа, температура газа и баллона стабильная, +22 градуса. Вы занесли с улицы точно такой же баллон, но в котором всего 2 кг газа, а давление в нём выше... Это потому, что на улице +27! А вот это - интересно... ВОПРОС: А что будет, если подогреть углекислотный баллон с СО2 до температуры +32 и более? ОТВЕТ: давление в нём установится на уровне 73 атм (и выше), но жидкого СО2 в нём... не будет!Жидкая фаза смешается с газообразной! И называется это состояние вещества - "флюид"! Это и не газ, и не жидкость, и не твёрдое тело! Не жидкость, потому что может значительно сжиматься (жидкости сжимаются очень незначительно); не газ, потому что флюид СО2 может растворять твёрдые вещества! Газообразные вещества, как известно, растворителями твёрдых веществ не являются... Но, впрочем, это уже совершенно другая тема, не имеющая к нашей никакого отношения... Важно, что "бултыхаться" в баллоне уже ничего не будет! Он будет казаться как-бы пустым! Хотя масса его, конечно, от нагревания никак не изменится. Эти давление и температура называются "критическим давлением и температурой СО2". Для большинства газов СВОИ, ЧЁТКО ОПРЕДЕЛЁННЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ ДАВЛЕНИЕ И ТЕМПЕРАТУРА. Внимание: к критической массе урана и критическим дням отношения не имеет. А теперь ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ. Что происходит при заправке баллона углекислотой? Почему взорвался баллон? Возможен ли "перелив" баллона при заправке? Можно ли перелить СО2 из одного баллона в другой (например, из большего в меньший)? Как заранее определить, что газ в баллоне на исходе? При заправке баллона углекислотой внутрь баллона заливается жидкий СО2. Если это происходит слишком быстро, газовая фаза в баллоне быстро сжимается, не успевая конденсироваться в жидкость, то-есть давление в баллоне быстро растёт. Давление - это механическая нагрузка на баллон. Если рост давление не превышает того, которое разрешено соответствующей инструкцией, это безопасно. Аппаратура у заправщиков не должна допускать превышения давления свыше нормативного. Но транспортировать баллон с СО2, температура которого (и углекислоты в нём) выше или ниже температуры окружающей среды, я бы не советовал... Ведь давление в таком случает тоже повышенное или пониженное. И при выравнивании температуры произойдёт либо понижение, либо повышение давления. Именно такое изменение механической нагрузки на стенки баллона чаще всего вызывает их разрыв при скрытых дефектах! Что делать??? Спокойно подождать. Оставьте баллон, пусть его заправят, и ПУСТЬ ОН ПОСТОИТ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ! А потом забирайте. Давление и температура в нём стабилизируются. При транспортировке в салоне автомобиля - ситуация иная. Как правило, температура воздуха в нём практически всегда выше температуры окружающей среды (если нет кондиционера). То-есть, всегда происходит рост давления! Подумайте, стоит ли возить баллон в салоне. В случае взрыва как минимум останетесь навечно глухим. Это если повезёт. Итак, после заправки и зимой, и летом - ждём. Возить в салоне легкового автомобиля - избегаем. ОСОБЕННО ЛЕТОМ!!! Избегаем колебаний температуры системы "баллон+СО2 в нём", в первую очередь при перемещениях баллона. И живём 100 лет. Кавказцы с тату Владимира Владимировича на груди - проживут ещё дольше. Мне, очевидно, столько не прожить... Так почему-же баллоны изредка всё-таки взрываются при "нормальном" давлении? Возможная причина только одна - баллон был дефектным. И просто треснул даже от нормального давления. Вернее, от его роста/падения (даже в разрешённых рамках), когда его перевозили в тёплой холодной машине. Возможен ли перелив баллона? Если при заправке следить за давлением, чтобы оно не превышало допустимого, "перелить" баллон нельзя. Даже если "забить" в баллон углекислоту при -20 Цельсия "под самый вентиль", "на полную катушку", подождать уровновешивания давления, а затем выставить баллон на солнышко, где он нагреется до +30, то всё равно ничего плохого или неразрешённого не произойдёт! Ещё раз: "перелив" баллона жидким СО2 невозможен. Если летом в баллон залили холодную углекислоту, то давление будет расти. Но только до давления, определяемого ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО температурой системы "баллон+СО2". И точка! Выше давление вырасти ну никак не сможет. Поэтому "травить" газ - бессмысленно. А как перелить СО2 из большого баллона в маленький? Или просто из одного в другой? Оба баллона нужно соединить напрямую, без редуктора, СПЕЦИАЛЬНОЙ гибкой трубкой, которая соответствует давлению в баллонах. Повторяю - нужна гибкая трубка или шланг высокого давления!!! Затем маленький баллон нужно положить в какую-либо ёмкость и обложить мелко наколотым льдом с водой. Когда маленький баллон охладится (через часок), большой баллон аккуратно перевернуть вентилем вниз, оставить его в таком положении на всё время "заправки" (чтобы в трубку поступала жидкая фаза СО2) и МЕДЛЕННО !!!открыть вентили на баллонах - СНАЧАЛА на маленьком полностью, затем на большом немножко. Если открыть сильно, из-за перепада давлений углекислота в трубке может замерзать и время от времени постреливать (издавать стреляющие звуки). Оставить баллоны в таком состоянии на несколько часов, не забывая подкладывать лёд, чтобы держать низкое давление в маленьком баллоне. Контролировать количество газа можно только взвешиванием наполняемого баллона. Всё это ни в коем случае не проделывать в городской квартире! Мало ли что... Все экскременты ВСЕГДА делаем вне дома! Дадим людям дожить до старости. Как заранее определить, что газ кончается? Узнать точное количество газа в баллоне можно только взвешиванием с последующем вычитанием массы пустого баллона из массы непустого. Других настолько же дешёвых способов - не существует. Как узнать, что баллон пора заправлять? По показаниям манометра, при условии, что эти показания снимаются с баллона, эксплуатирующегося при постоянной температуре. Как ведёт себя манометр на баллоне, из которого достаточно медленно забирают газ при постоянной температуре воздуха в помещении? МАНОМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ОДИНАКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ (зависящее только от температуры) ВСЁ ВРЕМЯ, ПОКА В БАЛЛОНЕ ЕСТЬ ЖИДКАЯ УГЛЕКИСЛОТА. Напомню, в баллоне есть и газообразный СО2. Его то (газ), мы и забираем из пузыря вверху балона. При этом жидкая углекислота потихоньку испаряется, её количество уменьшается, но давление в баллоне будет оставаться неизменным при постояной температуре. Как только жидкий СО2 закончится, давление в баллоне начнёт немедленно падать по мере потребления газа, так как поддерживать давление уже нечем. Баллон нужно заправить жидкой углекислотой. КОГДА БАЛЛОН С СО2 МОЖЕТ ВЗОРВАТЬСЯ? Взрыв испытанного, поверенного, "легального" баллона, эксплуатирующегося в нормальных условиях, крайне маловероятен. Повторяю - крайне. Шанс взрыва - ничтожен. Взрыв баллона теоретически возможен - если он имеет скрытый дефект; - при падении, если он получит сильные механические повреждения; - при сильном нагреве (на закрытом балконе с солнечной стороны); - у старого "помоечного" баллона, который может быть изъеден коррозией изнутри, о чём вы догадаетесь только перед смертью. ЧЕМ ЕЩЁ ОПАСЕН СО2? СО2 опасен удушающим эффектом при большой концентрации (свыше 3% в воздухе). Это означает, что баллон с углекислотой, или система подачи углекислоты, которая "дала течь" в вашей квартире, ночью, может теоретически отправить всю вашу семью в мир иной. Первым умрёт тот, кто спит на полу - углекислота тяжелее воздуха и "стелится по полу". Посему, последнее: помещение, где находится система (надеюсь, трубки вы не через спальню или детскую протянули????), должно иметь как искусственную ВЫТЯЖНУЮ С ЗАБОРОМ ВОЗДУХА ВОЗЛЕ ПОЛА, так и естественную вентиляцию. Изменено 22.10.08 автор Праффесар |
|
#673241 |
Постоянный посетитель
|
|
Класс. Праффесор, оставайтесь с нами, у вас рыпсики есть? |
|
#673293 |
|
Постоянный посетитель
|
|
сообщение Праффесар А можно вот это место поподробнее? Если всё заполнено жидкостью и газового объема нет, то за счет чего установится баротермическое равновесие? |
|
#673383 |
Новичок
3
16 года |
|
сообщение Rcdisster В изохорических условиях (при неизменном объёме сосуда) в полностью наполненном (при данной субкритической температуре) жидкой углекислотой баллоне при изменении температуры в определённых пределах меняется (тоже в определённых, достаточно широких пределах) плотность СО2. См. диаграммы P-t параметров для CO2. Практически это означает, что если: заполненный до 100% жидкой углекислотой баллон, находящейся при любой температуре от -50 до +32 и соотвествующем температуре давлении в заполненном баллоне от 5 до 73 атм, нагреть до любой температуры, МЕНЬШЕЙ +32, то давление в нём вырастет, но НИКОГДА не сможет превысить 73 атмосфер. Значения темп. и давл. округлены. При более высокой температуре и давлении есть некоторые нюансы, так как это сверхкритическая область, которая нам в данный момент не нужна... Более точные таблицы-диаграммы и проч., например, здесь (форум обозначит ссылки как спам; внесите их в адресную строку вручную): http://www.chemicalo... http://www.chemicalo... Изменено 22.10.08 автор Праффесар |
|
#673493 |
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
сообщение Праффесар Хе-хе ! У меня 100 атм было дважды. Так, что пургу не надо гнать... Какого чёрта тогда баллоны у аквариумистов взрываются ? |
|
#673795 |
|
Новичок
3
16 года |
|
igor2 Эх... Молодо-зелено... Да если в тебя манную кашу пихать, но очень быстро, то в твоей пасти тоже можно получить 100 атмосфер. Ненадолго... Потом всё придёт в равновесие... Либо репа лопнет, либо каша проглотится... Кароче... Када у тя было 100 атмосфер? При хранении??? Или при заправке? А может, при подогревании на костре? М-да. Вот у таких вот балбесов и чайники взрываются. Холодные. |
|
#673829 |
Постоянный посетитель
|
|
Праффесар Упрощу вопрос до предела: Жидкая двуокись углерода при нагревании расширяется или нет? Спрашиваю без подвоха, а просто потому, что видел чем кончается перелив, например, аммиачных емкостей (и разных других). Плохо кончается. Кстати, если автор ветки ничего не путает, то от момента заправки до взрыва прошло 1 час 50 минут. Этого, вроде, должно было хватить для установления равновесного состояния. Изменено 23.10.08 автор Rcdisster |
|
#674216 |
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
сообщение Праффесар Идиот - твоя фамилия. |
|
#674265 |
|
Малёк
|
|
Доброго всем дня! |
|
#675360 |
Свой на Aqa.ru, Советник
|
|
сообщение Saltan вот этих хвалят, правда не знаю заправляют ли иностранные: http://forum.aquapla... Изменено 24-10-2008 автор Elkmor |
|
#675522 |
Малёк
|
|
Elkmor , спасибо за совет.
Перово немного далковато для меня, но видимо придется ехать. Баллон взвесил - оказалось после заправки 6,7 кг, т.е. залили 1,7 кг, хотя может я что-то напутал со взвешиванием. т.к. давления после суток стояния в тумбе 60 атм - это значит недолили малек. Буду просить в следующий раз 1,5 кг вместо 1,3 заливать. Изменено 27.10.08 автор Saltan |
|
#677088 |
|
Постоянный посетитель
|
|
ПраффесарЯ, конечно, понимаю, что пинать мёртвых львов не принято, но Вы, Праффесар, - просто преступник. Надеюсь, никто этим антинаучным... бредом (не могу даже подобрать более мягкого слова) не прельстился? Возможен ли перелив баллона? Если при заправке следить за давлением, чтобы оно не превышало допустимого, "перелить" баллон нельзя. Даже если "забить" в баллон углекислоту при -20 Цельсия "под самый вентиль", "на полную катушку", подождать уровновешивания давления, а затем выставить баллон на солнышко, где он нагреется до +30, то всё равно ничего плохого или неразрешённого не произойдёт! Ещё раз: "перелив" баллона жидким СО2 невозможен. Если летом в баллон залили холодную углекислоту, то давление будет расти. Но только до давления, определяемого ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО температурой системы "баллон+СО2". И точка! Выше давление вырасти ну никак не сможет. Поэтому "травить" газ - бессмысленно.У жидкой углекислоты чрезвычайно высокий коэффициент объёмного термического расширения - порядка 10^-3 1/K при норм. условиях (для сравнения: у воды почти в сто раз меньше), т.е. при увеличении температуры на 10 градусов объём жидкой фазы увеличивется на 1%. Это если ей есть куда увеличиваться, если же нету, то ознозначно будет взрыв. Увеличение давления лишь незначительно может уменьшить коэффициент объёмного расширения. В случае же полного заполнения доступного объёма этот коэффициент должен быть уменьшен до нуля (чтобы с температурой объём не менялся). Это может быть реализовано только чудовищным давлением, которое не выдержит ни один баллон. |
|
#804785 |
Завсегдатай
|
|
... а для тех кто не хочет свою задницу собирать по ближайшим заборам - самая простая формула - лучше переб*деть, чем недоб*деть. Покупайте кислородники или воздушные баллоны на 150-250 атм и будет вам счастье... Я уже об этом писал где-то тут... |
|
#804886 |